Суеверия как главная защита от тревоги: почему мы верим в приметы
Раньше меня всегда удивляло, что даже в эпоху современных достижений науки и технологий многие из нас продолжают избегать «дурных знаков» - например, волнуются, если дорогу перебежала чёрная кошка, или спешат постучать по дереву, чтобы не сглазить удачу. Но чем больше я вникаю в глубины психологии, тем меньше меня это удивляет. Давайте вместе разберемся, почему же рациональные люди склонны доверять суевериям и собственным фобиям?
Магическое мышление и желание контролировать судьбу

Я бы определил суеверие как веру в связь между событиями без объективной причинно-следственной зависимости. Иначе говоря, это попытка объяснить случайные совпадения через скрытые, ненаучные закономерности. Я считаю, что в основе любых суеверий лежит магическое мышление - склонность видеть причинную связь между своими мыслями, словами или действиями и внешними событиями, даже когда такой связи нет. Например, мы боимся «накаркать» несчастье, просто произнеся что-то вслух, словно слова сами по себе могут привести к беде.

Давайте вспомним, кому в первую очередь присуще магическое мышление? Очевидно, что для маленьких детей, которые верят, что их мысли и поступки всемогущи. Причем это совершенно естественный и нормальный этап развития человека. Взрослые же люди обычно понимают законы реальности, но под давлением стресса или неопределённости нередко возвращаются к этим детским убеждениям.

Иллюзорные корреляции прекрасно дополняют картину: мы запоминаем случаи, когда «примета сбылась», и игнорируем, когда ничего не произошло. Это как смотреть на часы и «чаще обычного» видеть там одинаковые числа, например: 11:11. Это происходит не благодаря чудесам нумерологии, а благодаря избирательной силе фокуса нашего внимания, мы фиксируемся на более необычных, редких совпадениях цифр, и нам начинает казаться, что мы видим их чаще или в какие-то важные моменты своей жизни.
Если после какого-то действия (например, надевания «счастливой» рубашки) нам повезло, хочется приписать успех именно этому действию - происходит положительное подкрепление суеверного поведения. Так формируется ложное ощущение, что наш небольшой ритуал действительно повлиял на исход. Наш мозг в любой непонятной ситуации предпочитает найти шаблон даже в хаосе, чем признать события случайными. Эта эволюционная особенность (искать закономерности, чтобы не пропустить угрозу) делает нас уязвимыми к вере в приметы.

Наконец, одной из главных причин живучести суеверий является потребность в контроле при страхе неопределённости. Когда жизнь непредсказуема и вызывает тревогу, люди ищут хотя бы иллюзию влияния на ситуацию. Вера в знаки и выполнение ритуалов создаёт субъективное чувство контроля над будущим, что временно снижает уровень нашей тревоги. Так, студент может надеть «счастливый» талисман на экзамен, а больной будет избегать произносить слово «рак», чтобы не «накликать» болезнь. Суеверия выполняют психологическую функцию - помогают справиться со стрессом и упорядочить хаотичный мир, пусть ценой самообмана. Теперь давайте уйдем чуть глубже в психику и попробуем понять, откуда все это в нас сформировалось.

Детская всемогущая защита и «всемогущий контроль»

С точки зрения реляционного психоанализа, тяга к суевериям и магическому мышлению коренится в инфантильных защитных механизмах. Ребёнок на ранних этапах развития склонен преувеличивать влияние своих мыслей и желаний на мир - реляционные психологи называют это иллюзией всемогущества. Когда малыш плачет и мама появляется рядом, у него формируется чувство, что он контролирует окружающих всем своим существом. Такая всемогущая вера в контроль - повторюсь, нормальный этап развития, помогающий детской психике справиться с беспомощностью.
Однако если во взрослом состоянии в моменты тревоги мы впадаем в ту же магическую веру, это становится искажённой детской иллюзией всемогущества, мешающей адекватно воспринимать реальность.

Подсознательно человеку хочется думать, что ничего плохого не случится, если он «всё сделает правильно». Психика как бы шепчет: «найди особый ритуал - и убережёшь себя и близких от беды». Такое иррациональное чувство ответственности за всё происходящее вокруг - проявление всемогущего контроля, описанного в психоанализе. Мы верим, что мы способны своими мыслями или особыми действиями отменить несчастья.

Это даёт утешение, но порождает и чрезмерную ответственность: если что-то пошло не так, суеверный человек будет винить себя в «неправильных» мыслях или поступках. Например, стоит проговорить надежду на удачу вслух - и, в случае неудачи, возникает мучительное чувство: «я сам сглазил, не надо было говорить!». Иллюзия контроля превращается в бумеранг против нас: вместо спокойствия мы получаем груз вины и тревоги за каждую мысль.

Еще Фрейд отмечал сходство навязчивых ритуалов невротиков с магическими обрядами первобытных людей. Он ввёл понятие «всемогущество мысли» - веры в то, что мысль равна действию. Но ирония в том, что даже психически здоровые взрослые, кто рационально отвергает магию, на бессознательном уровне всё же могут вести себя так, словно слова или цифры способны повлиять на судьбу. Я думаю, что это не только пережиток глубинных слоёв психики, связанный с нашим культурным опытом (сказки, мифы, приметы), но и что-то напрямую связанное с детскими травмами. Мне кажется, иногда наша психика отчаянно пытается сохранить внутри нас ощущение, что контролируя, мы можем хоть на что-то влиять, потому что в свое время именно гиперконтроль помог нам выжить.

Но, к сожалению, подобные иррациональные установки лишь повышают общий уровень тревоги. Получая иллюзию контроля над миром, мы начинаем стремиться к «абсолютному всемогуществу», пытаясь запрограммировать неуправляемое. Плохая новость для нас в том, что мир вокруг остаётся все таким же тотально непредсказуемым, и рано или поздно реальность опровергает наши символические «заклинания».
И именно в тот момент, когда наши убеждения конфронтируют с реальностью, и рождается тревога - та самая, с которой большинство людей приходит в терапию. И чем сильнее эта конфронтация, тем сильнее она проявляется в виде тревожного расстройства, мешающее не только думать, но и есть, спать, в конечном итоге - просто жить.

От безобидной приметы к навязчивому расстройству

Я думаю, что многим, читающим эту статью, знакомо чувство облегчения, когда постучишь по дереву или избежишь опасного шага. На мгновение тревога отступает - ритуал сработал. Однако такая разрядка обманчива: привычка мыслить магически способна незаметно усилиться. Вроде бы безобидные суеверные действия могут перерасти в вариант обсессивно-компульсивного расстройство (ОКР). Оно характеризуется навязчивыми пугающими мыслями (обсессиями) и повторяющимися ритуалами (компульсиями), которые выполняются, чтобы снизить тревогу от этих мыслей. По сути, это патологическая форма всё того же механизма: «страшная мысль - делай особое действие, и станет легче».

При магическом мышлении в ОКР человек верит, что ритуал защитит его от ударов судьбы. Такие люди часто говорят: «если я всё сделаю правильно, то ничего плохого не случится», «нужно выключать свет только с хорошей мыслью», «если сбился, начинаю заново, иначе беда». Постепенно любая нежелательная мысль или образ воспринимается как опасное предзнаменование. Например, просто подумав о болезни, человек с ОКР может почувствовать необходимость тут же трижды сплюнуть через левое плечо или продезинфицировать руки. Грань между бытовой приметой и клиническим симптомом стирается - суеверия начинают пропитывать повседневность.

Замкнутый круг ОКР в том, что привычный ритуал работает лишь в очень краткосрочной перспективе: он приносит временное облегчение, а навязчивые мысли вскоре возвращаются с новой силой. Более того, есть что-то еще более забавное и мощное: беда в том, что каждый выполненный ритуал подтверждает в сознании ложную связь под названием «раз ничего плохого не случилось, значит помог именно ритуал». Это еще больше усиливает чувство ответственности: если пропустить действие, беды не миновать.
В итоге тревога только растёт, а ритуалов требуется всё больше. Человек словно сам загоняет себя во внутреннюю тюрьму страха и абсурда. ОКР пытается предотвратить катастрофы, но зачастую создаёт новые проблемы - как самосбывающееся пророчество.
Ну, например, боясь микробов, кто-то может мыть руки настолько часто, что разъедает кожу до ран, и тогда риск инфекции реально повышается. Попытка всецело обезопасить себя оборачивается ещё большим ущербом для жизни.

Думаете, что это не про вас? Тогда поднимите руку люди с руминациями, навязчивыми мыслями, с различными фобиями, а также ипохондрики - люди, которые безосновательно боятся за свое здоровье. Подняли? Добро пожаловать в клуб. Да, это не ОКР в чистом виде, но природа у этих состояний идентичная. Навязчивые мысли - это те же ритуалы, только проявляющиеся в виде обсессий, а не компульсивных действий. И я считаю, что исходные причины у ипохондрии как раз из этой серии.

Люди с ипоходрией, как и с ОКР, прекрасно осознают нелогичность своих мыслей и действий, но ничего не могут с собой поделать. Я с некой иронией называю это осознанным бредом: вроде бы и не психоз, потому что критическое мышление сохранено, но и не здоровые защиты в виде рационализации, когда мы просто можем сказать себе «не парься, это все чушь».

Страх перед потенциальной бедой иногда оказывается сильнее нашей префронтальной коры, которая не может подавить активность перепуганной амигдалы. Суеверия, за которые людии цепляются ради ощущения контроля, сами начинают контролировать их поведение.

Как отказаться от суеверий: смелость против страха

Отказаться от привычных «оберегов» крайне нелегко - ведь они служили нам психологической подушкой безопасности. Тем не менее, смелость постепенно бросать вызов своим суевериям - необходимое условие для внутренней свободы. Наиболее эффективный метод - экспозиция, при которой мы через сознательное усилие сталкиваемся с пугающей ситуацией без выполнения привычного ритуала. Проще говоря, нам нужно выдержать тревогу, не прибегая к «магической» защите, пока страх не начнёт утихать сам по себе.

Например, если есть навязчивый страх «накаркать» беду, можно специально произнести вслух что-то «неблагоприятное» и не выполнить после этого никакого нейтрализующего действия.
Тревога сначала возрастёт, но через некоторое время мозг получит новое доказательство: слова не приводят к катастрофе, мир не рухнул. Такие упражнения-навыки лучше проводить под руководством терапевта, шаг за шагом повышая «дозу» неопределённости.

Принимать риск и неопределённость - ключевая часть лечения: важно смириться, что плохие события в жизни случаются случайно, а не из-за того, что вы забыли постучать по дереву. Вместо бесплодных попыток исключить любые риски нужно учиться справляться с самим чувством тревоги. Когда мы избегаем всего, что может привести к «плохому», мы лишь усиливаем свой страх перед этим и убеждаем себя в собственной беспомощности. Но в реальности мы гораздо выносливее, чем нам подсказывает суеверие.

Терапевтические приёмы иногда советуют довести ритуал до абсурда - например, намеренно открыть-закрыть дверь 50 раз, пока не станет смешно и не появится ощущение бессмысленности происходящего. Полезно и рационально разобрать пугающий сценарий: а что реально случится, если не выполнить обряд? Что, если я забуду свой счастливый амулет или скажу вслух о планах на успех?

Скорее всего, не произойдёт ничего сверхъестественного - зато у вас появится шанс увидеть, что удачи и неудачи зависят от реальных действий и случайностей, а не от соблюдения выдуманных правил.

Так, шаг за шагом, вы можете вернуть себе здоровую ответственность: признать, что далеко не всё в вашей власти (как бы ни хотелось сладко в это верить), но и получить бонус в виде того, чтобы перестать винить себя за каждую неприятность.

Другое дело, что мы-то можем физически запретить себе прикасаться к двери или возвращаться домой для проверки выключенного утюга, но как силой воли заставить себя не думать о том, что нас пугает, руминативно возвращаясь к навязчивым мыслям десятки, если не сотни раз за день? Эта работа для терапии, которая должна вестись в направлении вашей повышенной осознанности того, что на самом деле вас пугает, и что такого неконтролируемого вы отчаянно пытаетесь контролировать через иллюзорные (в том числе суеверные) конструкции.

Жизнь без костылей суеверий

Полный отказ от суеверий может пугать: кажется, что мы лишаемся последней опоры в хаотичном мире. Но попробуйте помнить, что на самом деле мы отказываемся лишь от иллюзии опоры.
Мир всегда был и будет непредсказуем - в этом его ценность и красота, и ужас. И было бы неплохо осознавать все перечисленные грани того реального мира, в котором мы все живем. Мы не в силах забетонировать будущее и оградить себя от всех неожиданностей.

Но зато мы способны проживать эти неожиданности открыто, без лишнего страха, доверяя своей реальной устойчивости. Отказываясь от магических ритуалов, мы делаем шаг во взрослость: принимаем, что контроль над всем - невозможен, и учимся справляться с тревогой другими способами. Преодолевая соблазн суеверий, мы освобождаемся от инфантильной части психики и становимся только сильнее. Ведь каждый непредвиденный поворот судьбы - это не наказание за негромко сказанную мысль, а естественная часть жизни, которая учит нас гибкости и ответственности без мистического «страховочного троса».

Давайте подытожим: суеверия возникли как попытка обрести контроль и уверенность перед лицом неопределённости. Они укоренены в нашем мышлении эволюционно и культурно, поэтому склонность постучать по дереву или скрестить пальцы понятна и вполне человеческая. Кроме того, нам так ужасно признавать страх тотальной неопределенности мира, что если у нас нет навыков когнитивно обработать эту информацию и справиться с этим фактом, мы будем выдумывать бесконечные иллюзорные конструкции, которые будут давать нам ощущение того, что мы хоть что-то контролируем.

Однако, полагаясь на такие ритуалы, мы рискуем застрять в ловушке вечного страха и ложной вины, а главное – бесконечной тревоги, потому что чем больше наши идеи противоречат реальности, тем больше тревоги мы будем испытывать внутри себя.
Мужество отказаться от привычных примет - не отрицание культурных традиций, а забота о собственной психике.

Это готовность смотреть страху в глаза и признать: наши слова и мысли не всесильны, и это нормально. Жизнь становится сильно легче, когда вместо того, чтобы бороться с воображаемой карой за каждое слово, мы направляем энергию на реальные действия и принимаем, что не всё зависит от нас.

Такая трезвая смелость - лучший талисман, который, в отличие от суеверий, действительно ведёт к внутренней свободе. Но найти в себе силы посмотреть этому ужасу непредсказуемости в глаза (особенно при наличии прошлого опыта, который научил нас всеми силами эту неопределенность избегать) бывает крайне непросто, а иногда и вообще невозможно. Именно для этого и нужна психотерапия, где мы можем посмотреть в неопределенность вместе; не сбежать от нее, и научитсья тем самым ее выдерживать.
Запись на консультацию к автору статьи:
Другие статьи в моем блоге: