Будет ли ваш ребенок склонен к тревогам и депрессиям?
И главный вопрос, подвисший в подзаголовке: зависит ли это от вас? Ответ - и да, и нет. Сегодня мы обсуждаем большую и важную тему, к которой стоит с осознанностью относиться вообще всем родителям - это внутренний мир тех маленьких людей, который формируется в том числе за счет нашего влияния.

Начнем с вопроса о том, все ли определяется наследственностью. Определенную роль генетика здесь играет, например, в формировании более восприимчивой нервной системы, но далеко не все зависит именно от генетики.

Говоря о генах, важно заметить, что не так давно дарвинизм пошатнул свои позиции, на которых около 200 лет держалась вся идея естественного отбора: Мы предполагали, что по наследству передаются лишь более удачные варианты генов, которые способствовали выживанию вида в определенных природных условиях, однако, считалось, что сама окружающая среда на гены никакого влияния не имеет.

Но буквально недавно выяснилось, что кроме генов существуют еще и эпигены. Если выражаться простым языком, эпигены выполняют функцию реле: включают или выключат сами гены. От чего же зависит, сработают ли эти реле в тех или иных условиях?

Оказалось, что все-таки от окружающей среды.
По сути это открытие представляет собой неоламаркизм, ведь именно Ламарк считал, в отличие от Дарвина, что среда имеет влияние на передачу наследственных признаков. И сейчас есть множество доказательств на основе проведенных исследований, что окружающая среда влияет на то, что мы передаем нашим потомкам.

Но как это относится к нашей теме? Напрямую. Дело в том, что если опираться на дарвинизм, наши рассуждения упирались в генетику: что бы ни происходило с представителем биологического вида (в нашем случае - с ребенком), это на него не влияет, так как гены какие есть, такие есть.

Оказалось же, что гены - это еще не всё, и теперь мы не можем говорить о том, что наличие генов, которые отвечают за склонность организма к повышенной тревожности, определяет будущее этого организма. Но мы можем говорить о том, что если такие гены есть, то они могут быть активированы или не активированы, и это зависит от... того, в каких условиях этот ребенок растет.

И это ключевой момент. Есть множество исследований, подтверждающих, что более стрессовая обстановка может активировать гены, которые формируют у индивида повышенную тревожность.

И в этом есть своя логика. Когда ребенок появляется на свет, его гены "не знают", агрессивна ли окружающая среда, насколько мир вокруг опасен, и угрожает ли он безопасности владельцу этих генов. Поэтому первые годы после рождения, пока психика созревает, происходит адаптация организма к этому окружающему виду, происходит тонкая настройка психики, видимо, при участии эпигенов.

Вообще, в любой популяции есть представители вида с более восприимчивой нервной системой, более чувствительные к окружающему миру. Эволюции нужно разнообразие, и для стада всегда полезно иметь кого-то, кто будет более внимательно слушать каждый шорох, и раньше других закричит о надвигающейся опасности.

Поэтому, без сомнений, мы можем говорить о том, что генетика определяет тип нашей нервной системы и наш темперамент. Но представьте, что происходит, если человек с изначально высокочувствительной нервной системой после рождения оказывается в среде, которую он воспринимает как враждебную и полную опасностей?

Эпигены делают свою работу и активируют то, что в другой среде, возможно, активировано не было бы, и в итоге получается не просто высокочувствительный человек, а человек, склонный к тревогам, депрессивным расстройства, зависимостям, и прочим прелестям.
Есть клинические исследования, подтверждающие постоянно повышенный фоновый уровень глюкокортикоидов (гормоны стресса), причем не только у людей, но и у животных, психика которых была вынуждена формироваться в агрессивной среде.

Теперь давайте поговорим о том, какую среду можно считать небезопасной, и плавно подберемся к нашим собственным действиям, как родителей.

Многие могут предположить, что если их ребенок живет в теплом доме, не голодает и не подвергается физическому насилию, то говорить тут больше не о чем, и его среду нельзя считать небезопасной. Однако, все не так просто.

Базовые потребности детей не ограничиваются только наличием еды и тепла. Чтобы психика формировалась целостной, детям нужны еще и более тонкие вещи вроде близости с родителями, получение от них обратной эмоциональной и тактильной связи, и многие другие вещи.

Но одна из главных потребностей у детей - в предсказуемости и безопасности - зачастую требует от родителей гораздо больших усилий, чем просто жизнь в стране, где за окном нет боевых действий.

Получает ли ребенок ощущение безопасности, если отец ведет себя непредсказуемо: в один вечер он в более-менее адекватном состоянии, а в другой - кричит на маму ребенка, или на самого ребенка, например, находясь состоянии опьянения? Чувствует ли ребенок безопасность, если он с постоянной периодичностью сталкивается со скандалами в семье, и он не знает, как поступит мама: отругает его, или нет?

Чувствуют ли безопасность дети, которые боятся реакции родителей на их слова? Могут ли они честно сказать о том, что думают, или вынуждены прятать эмоции в себе, чтобы не вызвать гнев и раздражение главных людей в его жизни - мамы и папы?
Это очень важные вещи, о которых всем родителям стоит задуматься. Я понимаю, что мои слова могут вызвать в вас негодование и раздражение, потому что внутри вас сработают бессознательные защитные механизмы, которыми обладает ваша психика, и они не позволят вам предположить, что вы слишком травмируете своего ребенка.

Будем объективны: без травм вообще ребенка вырастить невозможно. И наши дети будут "прощать" нас у психологов, как принято сейчас шутить. И даже если представить себе идеальный мир, где ребенок растет без травм у себя дома, смогла ли бы его психика адаптироваться к реальному миру, где все равно люди вокруг иногда грубят или кричат, а дети не принимают в свою игру?

Так что наличие травм у ребенка от родителей - это часть адаптационных механизмов психики к реальному миру за окном. Но природа любит баланс. Важно задуматься о том, насколько часто ваш ребенок находится в напряжении, оно периодически возникает во время редких ссор, или он чувствует его постоянно? Возникает ли оно только дома, или ребенку сложно и в школе, где он сталкивается с буллингом?

Задайте себе вопрос: какую часть дня психика вашего ребенка испытывает подавленность и сложно-выносимое для него напряжение? И если у него есть сложности во внешнем мире, при общении с одноклассниками или друзьями, получает ли он поддержку дома?
Может ли он избавиться от этого напряжения, поделившись своими бедами с мамой, или он встречает дома дополнительный стресс и давление со стороны родителей, которым важнее добиться выполнения домашнего задания?

Да, без травм и ограничений, а зачастую и шантажа и наказаний, для многих вырастить ребенка не представляется возможным. Но речь здесь не о том, чтобы стремиться к идеалу. Речь о том, чтобы осознанно отнестись к факту того, что ребенок может годами воспринимать среду, в которой он растет, как враждебную, и его психика может развиваться с учетом этого факта.

Именно так и формируются проблемы с базовым доверием к миру. Психика людей работает на основе паттернов, или, говоря проще - шаблонов. Если ребенок привык считать, что нужно быть настороже, что мир небезопасен, что нужно держать под контролем свое каждое слово, что нужно избегать потенциально опасных встреч/моментов в жизни, то он может продолжить следовать этому паттерну и всю свою последующую жизнь.

Поэтому важно подумать сейчас о том, какой ваш ребенок воспринимает свою реальность, безопасной, или все-таки опасной. Какой контент звучит у вас дома: бесконечные новости на военную тему, или что-то более нейтральное? Что ребенок чаще слышит: аргументированные доводы в споре, или крики, от которых у него желание лишь спрятаться в своей комнаты и закрыть уши руками?

Повторюсь, в жизни бывают разные моменты, и оградить ребенка от стрессов, в том числе, исходящих от вас, физически невозможно. Но мы можем подумать о том, не является ли количество этих стрессов у ребенка близким к критической массе, после которой в психике срабатывают механизмы, которые отвечают за восприятие мира вокруг как небезопасного, со всеми вытекающими последствиями.
Запись на консультацию к автору статьи:

Другие статьи в моем блоге: